Наталья Мухамедалиевна Шулико – одна из тех, кто стоял у истоков эстетической гимнастики в Санкт-Петербурге. Преодолев череду трудностей, ей удалось воспитать команду, которая имеет свой собственный стиль в эстетике. Стремление к искусству, стремление рассказать на ковре историю, понятную без слов – задача «Арабеск». С главным тренером петербургской команды мне удалось поговорить о балете, вспомнить, с чего начиналась эстетическая гимнастика и даже обсудить Евгения Плющенко.
«В каждой композиции должна быть заложена история»
- Впереди чемпионат мира в Москве. Пожалуй, самое грандиозное событие в мире эстетической гимнастики. Какие ожидания от этого праздника красоты и грации?
- В первую очередь, мы ожидаем успешного выступления «Мадонны» и «Экспрессии», которая очень хорошо проявила себя в этом сезоне. Хочу пожелать удачи всем российским командам, потому что, если судить по последнему этапу Кубка мира, соперники были очень близки к нашим девочкам.
- Вы, как президент Санкт-Петербургской федерации, ждете, что когда-нибудь в нашем городе пройдет чемпионат мира?
- Дело в том, что организация любого мероприятия – это очень трудоемкий процесс. Даже чемпионат России организовать трудно, не говоря уже о чемпионате мира. Учитывая то, что наша федерация еще достаточно молодая, мы находимся в стадии становления, учимся, смотрим на других. Когда-нибудь, конечно, мы и сами примем такой турнир.
- А залы в Петербурге есть, которые подходят для проведения соревнований международного уровня?
- Залы есть. Например, по художественной гимнастике неоднократно проводились этапы Кубка мира. Другой вопрос, что это серьезный организационный процесс, который требует не только больших материальных вложений, но и участия большого количества специалистов и волонтеров. Хорошим примером может послужить уровень проведения этапа Кубка мира по художественной гимнастике в августе 2013-го года.
- Как обстоят дела с финансовым вопросом? Федерация помогает вашей команде?
- Федерация – это общественная организация, она существует только на членские взносы. Предыдущие годы мы организовывали и проводили соревнования только за свой счет. Спасибо, что нам Владимир Александрович Таймазов (ректор НГУ им. Лесгафта, - прим.ред.) предоставлял зал для проведения соревнований.
- То есть НГУ им. П.Ф. Лесгафта участвует в вашей спортивной жизни?
- Конечно. Без поддержки вуза, кафедры теории и методики гимнастики развитие эстетической гимнастики в нашем городе происходило бы гораздо медленнее.
- С чемпионата мира в Москве прошло 5 лет. Какие изменения произошли в мире гимнастики?
- Сменились лидеры. Также произошли изменения, с точки зрения правил. Эти корректировки позволили гимнасткам исполнять более интересные композиции. Есть команды, которые демонстрируют замечательные упражнения. В них есть идея, наличие которой, кстати, оговорено в правилах. Некоторые команды просто выполняют набор обязательных и дополнительных элементов и связок, а вот ведущие команды отличаются тем, что в их композициях прорисовываются художественные образы.
- Вы уже упомянули «Мадонну». В чем их секрет успеха? Почему московская школа доминирует?
- Успех «Мадонны», прежде всего, в том, что их упражнения отличаются композиционно. В них всегда заложена идея. Нельзя не отметить высокое исполнительское мастерство и выразительность гимнасток. Над этим, безусловно, с командой работают тренеры. К тому же, в составе «Мадонны» очень хорошо подготовленные девочки, которые занимались художественной гимнастикой.
- «Художницы» в эстетике: «за» или «против»?
- Я - «за». Школа художественной гимнастики очень хорошая, ей много лет. Невозможно отказаться от того, что дают тренеры в этом виде спорта.
Другой вопрос в том, что существуют определённые сложности в овладении базовыми движениями эстетической гимнастики. Свободная работа телом – то, что поначалу дается бывшим «художницам» с трудом. Но человека всему можно научить.
- Финны, родоначальники эстетики, изначально не подразумевали наличие «художниц» в этом виде спорта.
- Этого я не знаю. Знаю, что в Эстонии гимнастки очень часто выступают и там, и там. У них очень большие традиции. Одна девочка много лет выступала в составе национальной сборной по художественной гимнастике в индивидуальных упражнениях, а потом встала в состав команды «Яника» и выиграла серебряную медаль чемпионата мира 2008-го года в Торонто. Если бы встала на год раньше (чемпионат мира в Салоу 2007 год), было бы золото.
- Помните ли вы свои первые соревнования по эстетической гимнастике в качестве тренера?
- 2005-й год, первенство мира среди юниоров в городе Плзень, Чехия. Я ездила на соревнования с командой «Юнона» как постановщик программы и, естественно, тоже готовила команду к соревнованиям. В 2006-ом году «Юнона» была третьей на Первенстве мира.
- Почему команда сдала свои позиции?
- Я с этой командой давно не работаю, поэтому не могу комментировать положение их дел.
- Но ведь вы следите за своими соперниками. В чем вам удалось взять верх над другими командами?
- Трудно сказать. Эстетическая гимнастика, как и художественная, как фигурное катание – это субъективный вид спорта, ведь оценивают судьи. И оценивают по-разному.
- Как избежать предвзятого судейства?
- Вероятно, должна быть разработана уникальная система судейства.
«Плющенко достаточно выкатиться, и он сорвет аплодисменты»
- Вы наверняка следите за олимпийскими играми. Есть свое мнение по поводу ситуации с Плющенко? Где правда?
- Я не работаю в фигурном катании и не могу знать всех нюансов. Сужу только как тренер, как человек. Плющенко - великий фигурист. Просмотр финальных соревнований показал, что, если бы Евгений физически смог выступить в индивидуальных соревнованиях, он поборолся бы за медали.
Плющенко выдающийся фигурист, с потрясающей харизмой. Ему достаточно выкатиться, поднять руки, и зал взрывается аплодисментами.
Ужасно, какие гадости пишут про него в интернете. Труд спортсмена – это великий труд. Неважно, стал ты олимпийским чемпионом или нет. Он выступал на своей четвертой Олимпиаде и на всех четырех завоевал олимпийские медали.
- К вопросу о возрасте. В команде «Небеса» девочкам уже по 30 лет, многие из них с детьми. Как вы к этому относитесь?
- Я понимаю, как это трудно – растить и воспитывать детей, работать, учиться и еще тренироваться и выступать на высоком уровне. Команда «Небеса» достойна уважения и восхищения их преданностью любимому делу.
В России, например, много команд, занимающихся женской гимнастикой. Девушки самого разного возраста – от студенток до тех, кому уже за 70 лет(!) тренируются, участвуют в фестивалях в России и за рубежом. Это прекрасно, я считаю. Заставить себя прийти в зал, заниматься, ставить программы, шить костюмы… А какие страсти у них кипят, невзирая на возраст!.... (Смеется) Второго февраля в Санкт-Петербурге проводился фестиваль женской гимнастики, посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда – это было проведено просто замечательно.
- В начале пути вы равнялись на финнов…
- Нет! Я не равняюсь на кого-то. Учиться, да, учиться надо у всех. Что-то интересное есть у финнов, эстонцев, у испанцев, болгар. Помимо эстетики существуют другие виды спорта – художественная гимнастика, фигурное катание,- не говоря уже об искусстве. Вот где мы должны учиться.
- Я клоню к тому, что сейчас они равняются на Россию, ведь все ступени пьедестала заняты нашими командами.
- Я так не считаю. На мой взгляд, у них есть своя школа, свое направление развития, свой взгляд на композицию. А ведь именно это оказывает на судей впечатление.
- Как я поняла, для вас эстетическая гимнастика – это, прежде всего, искусство.
- Не совсем искусство. Действуя в рамках правил соревнований, постановщик вынужден включить в композицию определенное количество элементов, имеющих техническую стоимость. В то же время в правилах отмечается необходимость тесной взаимосвязи между музыкой и идеей композиции.
Наличие идеи упражнения мне представляется неотъемлемой составляющей. Ведь элементы – прыжки, равновесия - все делают одни и те же. Разве что разное их сочетание в связках и отличия в последовательности внутри упражнения. Настоящее поле для фантазии – это движения тела.
- Уже есть идеи по поводу следующей композиции команды «Арабеск»? Готовы преподнести публике что-то кардинально новое?
- Идеи есть, а вот кардинально новое сделать невозможно, потому что, повторюсь, мы подчиняемся правилам соревнований. «Мадонна», например, меняет характер музыки, соответственно создается совершенно иная композиция. Так же поступаем и мы.
Первое произведение, под которое мы выступали – «Итальянское Каприччио» Чайковского. Второе – замечательная музыка, которую мы заимствовали из спектакля цирка «Дю Солей», затем «Ночь на Лысой горе», в прошлом году – рок. В этом году наша программа в лирико-драматическом жанре. Под эту музыку Евгений Плющенко восхищал мир одной из своих знаменитых произвольных программ.
- Мы затронули тему Плющенко и назрел вопрос: в эстетике есть серьезные травмы?
- Травмы есть всегда. Если говорить о бывших «художницах», они уже приходят с набором своих травм. Голеностоп – это стандартно, плюс коленные суставы, позвоночник.
В эстетической гимнастике есть поддержки. Хотя это элементы композиции, которые не имеют технической стоимости, они требуют серьезной физической и
технической подготовки и относятся к группе травмоопасных.
- Как бывшая гимнастка, вспомнила, как наш тренер боялся высоких поддержек. А вы идете на риск?
- У нас есть высокие поддержки. Одну из них девочки выполняли в 2011-ом году, сейчас команда «Минетит» делает один в один, только заход другой.
«Я? Судья? Нет, надо иметь определенный склад психики, чтобы этим заниматься»
- Каковы перспективы эстетической гимнастики стать олимпийским видом спорта? Возможно ли это?
- Затрудняюсь делать такие прогнозы. Понимаете, отчасти это зависит от желания федераций других стран. Как пример, могу рассказать об одном эпизоде включения керлинга в программу Олимпийских игр.
Я была в числе первых женщин в России, которые начали заниматься этим видом спорта. Керлингистам Германии и Канады очень хотелось включить этот вид спорта в олимпийскую программу, но не хватало стран-участниц. Тогда они обратились к России. Санкт-Петербург стал первым городом, где начали развивать керлинг. Нам подарили камни, щетки, приглашали на сборы за границу.
- Сейчас следите за керлингом?
- Не особо. Я позанималась и поняла, что мне это не нравится.
- А как ваша гимнастическая карьера складывалась?
- Наверное, неплохо, но я не считаю это высокими достижениями. Была призером всесоюзных соревнований. Одерживала победу на чемпионатах Ленинграда, Кубке Ленинграда.
- Вы сейчас не занимаетесь судейством?
- Нет. «Не хочу», - как говорил профессор Преображенский (Собачье сердце М.Булгакова). Надо иметь определённый склад психики, чтобы этим заниматься. Раньше я занималась вопросами судейства по просьбе федерации художественной гимнастики Ленинграда.
- Постановками упражнений для «Арабеск» занимаетесь только вы?
- Пока только я.
- Как обстоят дела с популяризацией эстетической гимнастики в Петербурге?
- Первоначально было открыто отделение эстетической гимнастики в Городском Детско-Юношеском Центре Физической культуры и Спорта в 2005-ом году, где тренировались гимнастки команды юниоров «Юнона» и сеньоров «Ника», принимавшая участие в этапах Кубка мира в 2005-2006 годах. Начиная с того же периода, когда Санкт-Петербургскую спортивную федерацию эстетической гимнастики возглавила Виктория Первеева, в Санкт-Петербурге стали проводится Чемпионаты и Первенства Санкт-Петербурга.
До команды «Ника» была команда «Нева Стар». Также было 2-3 детских команды (к сожалению, цифры могут быть неточны). Затем ДЮСШ Центрального района было открыто отделение эстетики. Начиная с 2009-го года, когда в НГУ им. П.Ф. Лесгафта на кафедре теории и методики гимнастики появилось отделение эстетической гимнастики, в городе увеличилось количество тренеров и клубов.
- Каков потенциал развития эстетики?
- Очень сложный вопрос. Еще Майя Плисецкая говорила, что так же, как художественная гимнастика заимствует что-то у балета, так же и балет заимствует что-то у художественной гимнастики. Не может вид спорта или искусства существовать изолировано, вне остальных видов человеческой деятельности. Я учу своих девочек, что они должны смотреть разные балеты, чтобы воспитывать вкус, ходить в театры, музеи, на выставки. «Учитесь у великих» - говорю я им.
Для меня вершина современной хореографии – это балеты Бориса Эйфмана. В каждом движении заключен смысл, выражена эмоция. Если бы в эстетике так работали…
- К вопросу о вкусе. Как вы выбираете костюмы для упражнения?
- Мы обращаемся к профессионалу Марии Шибаевой – это известный дизайнер в кругу фигуристов, она шьет для всего мира. Мария - человек, обладающий талантом и вкусом. Она даже работала у Эйфмана какое-то время. Когда в нашу первую встречу она показала мне свои работы, я была потрясена. Мария приходит на наши тренировки, смотрит наши композиции. Конечно, мы с ней слушаем музыку, и она спрашивает, как мне видится костюм. Так и работаем.
Екатерина Кольцова
22.02.2014